КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ
Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция речи» предназначена для детей с фонематическими нарушениями речи посещающих среднюю, старшую, подготовительную группы МБДОУ детского сада № 90 «Медвежонок» г. Ульяновска.
Программа разработана в целях оказания дополнительной (платной) логопедической помощи дошкольникам, предназначена для обучения и воспитания дошкольников с легкими и средними нарушениями речи. Программа реализуется в ходе индивидуальных логопедических занятий. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта ребёнка. Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков и индивидуальных особенностей ребенка. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Нормативная база программы
Настоящая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ в редакции от 31.07.2020 г.;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основными принципами отбора содержания Программы являются:
- Гуманистическая направленность, уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, приоритетность его интересов, отношение к нему как к части будущего личностного интеллектуального потенциала государства.
- Развивающее обучение, целью которого является всестороннее развитие ребенка.
- Научная обоснованность и практическая применяемость содержания Программы.
- Комплексность воспитания и обучения, интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, ориентированность на целостное развитие ребенка.
- Системность организации образовательного процесса, единство видов и форм образовательной деятельности.
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах организованной образовательной деятельности педагогов и обучающихся и самостоятельной деятельности детей.
- Взаимодействие, сотрудничество и сотворчество педагогов — детей — родителей.
- Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Возраст детей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция речи» рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Срок реализации программы: 1 учебный год (9 месяцев).
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (2 часа в неделю). Основной учебный план составлен на 72 часа.
Форма проведения занятий. Форма проведения занятий – индивидуальная.
Программа занятий
Цель Программы: организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребенка, эффективному усвоению ими содержания образования. Создание условий для устранения речевых недостатков у детей среднего и старшего дошкольного возраста с ФНР (воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи) через реализацию задач коррекционной направленности.
Задачи:
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи дошкольников.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетического недоразвития у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»